СЕКУНДНЫХ РАБОТ ЕГО СИЛ И МОМЕНТОВ
При решении многих задач удобно применять для определения крутящего момента несущего винта выражение, которое можно получить, используя теорему об изменении кинетической энергии тела. На рис. 1.16 показан элемент лопасти и аэродинамические силы, действующие на него. Скорости перемещения элемента: в плоскости вращения — Ux, а по нормали к ней — Uу —уг ф, т. е. воздушная скорость без учета индуктивной. Секундная работа сил (малые силы трения и тяжести учитывать не будем)
dA = — dQnUx — dTn [Uy + УГф ]. (1.98)
Нетрудно показать, что dQnUx + dTn Uy = dXanU (так как d Yan LU, то ее работа равна 0). Следовательно,
dA = — dXanU — dT^. (1.99)
Со стороны втулки несущего винта на лопасть действуют силы и моменты — Н*, — Т*, — S’*’, — М* , (см. рис. 1.19). Отме-
л Н Z Н 1
Рис. 1.16. Силы, действующие на элемент лопасти и часть втулки
ТИМ, что это суммарные силы и моменты, содержащие аэродинамическую и инерционную части. Секундная работа всех сил, действующих на лопасть,
А* = — / [dXanU +
О
+ dTSiyr^’ + НФ VXi[ —
— Т* Ууи -■ М£к шхн _
— М*н«>ун — MfH ш2н — (1.100)
При установившемся движении кинетическая энергия лопасти на равных фл одинакова, следовательно, интеграл от секундных работ равен нулю:
~ 7 J [dXajl и + dTnyr^ } — HVXW + TVyw +
2л О О
+ Мхн шхи + Мун ь)ун + М2Н согн = 0.
Так как мощность несущего винта N = MKсон =-Мун сон, то
N = ^проф + ^инд ~ ЯКХН + ТУул + MXYl сохн + MZH coZH,
(1.101)
к — 2 л її
Л^проф = — Г — S d4>n J dXajl U;
и ^ 2л о о
(1.102)
2 л Д
*инд = Ї dtn SdT„Vri.
2л о о
Таким образом, мощность несущего винта выражена как сумма секундных работ его сил и моментов и потерь на профильное и индуктивное сопротивление лопастей.
Уравнение (1.101) принято называть уравнением баланса энергии несущего винта. Оно часто используется в виде
N = ^проф + ^инд ~ ^а* н + шхн + ^гн wxh > (1.103)
где Ха*н = Г sin а н + ЯcosaH — сила сопротивления несущего винта. Когда скос потока у несущего винта мал, Ха* н ~ Хан.
В безразмерном виде эти уравнения записываются как
ткя ~~ ^проф + ^иид — + + тхя^хя +
+ mZH ^zh — ^проф + тиня ~~ *хн V* + тхя ^хя + тгя
причем
1 1-а і ~ — _
^проф ~~ ~ / d*Pn / Cxp^rU dr,
2» О о
1 2п 1 _
^инд — ~ / <іфп fdtnvry.
2п о о, Y
Отметим, что последние два слагаемых выражений (1.103), (1.104) малы по величине и могут быть опущены.
Уравнение (1.103) можно получить и без применения теоремы об изменении кинетической энергии, а формально, путем преобразования выражений для гпкн. Для аэродинамической составляющей момента и при сохн = со2Н = 0 вывод приведен в работе [ 17 ]. С учетом toXH, со2н и при уточненных выражениях для тхи, mZH (1.81) … (1.83) получим
d™кн. а ^^проф +^лгинд ~ ^лн. а^н +
d$n
+ dtn(r — /Г) + ^Ьсн. а^хн + dmzн-асо2Н.
а*я
Таким образом, получено уравнение типа (1.103) для элемента ло-
_____ £ л
пасти. Оно отличается от последнего слагаемым dtn{r — /г) ——” ,выражающим секундную работу силы dtn при маховом движении лопасти, а также тем, что в выражение (1.106) входят составляющие только аэродинамических сил. Отметим, что уравнение (1.106) может быть также получено приравниванием двух выражений для секундной работы сил элемента лопасти: выражения (1.99) и следующего:
dA = — dQn Ux — dTn [Uy + vr> ] = ~dQn [coHr +
+ Ухийпфп + (r — /Г)0Л (ыхн cos фЛ — <о2няп*л)] —
— dTn [ Уун cos 0n — (r — /r)
+ г(шхишірл + w2Hcos*n)] = — dNa — dXa„ аУи +
+ dTn(r — /r) —————- + dMxH. awxH + dMZK аьз2И. (1.107)
Проинтегрировав (1.106), найдем среднюю по площади винта величину %н. а:
ткн. а~ тпроф + тинд — ^хна^я +
1 2я dfЗп і _ — — _
+ ——- / ———- d фл J dtn(r — /г) + ^хн. а^хн + ^гн. а^гн-
2 п о а1/л о
(1.108)
В прямолинейном установившемся полете интегралы от инерционных составляющих сил и моментов несущего винта равны і нулю, так что индексы а в выражении (1.108) могут быть отброшены. Интеграл от секундной работы махового движения при прямолинейнрм полете также
равен нулю. При криволинейном установившемся Долете в величину
fdtn(T — /г) входит выражение 2(/r + Sr 1Т)(йхн cos фл — со2и sin фл ) о
(см. формулу (1.48) ), так что
d*n fdtn(r ~ І*) =
О
= Ur + 5r/r)(a1wZH + 6іШхн). (1.109)
Правая часть выражения (1.109) совпадает с точностью до знака с выражением для инерционной части крутящего момента несущего винта (1.93) . Таким образом
Первое выражение (1.110) можно получить и по теореме об изменении кинетической энергии. Секундная работа сил элемента лопасти в полу — связанной системе координат
de„
dA = ~dQncoHr + dTR(r — /г) —=
= ~dK + dTn(r — /г)
женного к винту, равна N. Так как при установившемся движении изменение кинетической энергии за время одного оборота равно нулю, то
Это выражение в безразмерном виде совпадает с (1.110).
Секундная работа моментов инерционных сил несущего винта в соответствии с выражениями (1.97)
тхн. иншхн + т2Я. ИН WZH — (WZH _ UXHW2h) ~ (1-Н2)
так что
^хн. ашхн + тгн. а шгн ~ тхп + тгн шгн • (1.113)
С учетом равенств (1.110), (1.113), а также /хн уравнение
(1.106) обращается в выражение, совпадающее с (1.104).
Итак, мощность несущего винта может быть определена как по выражению (1.94), так и по (1.104). Во многих задачах проще использовать выражение (1.104). Дело в том, что приближенные способы определения двух интегралов (1.105) (профильных и индуктивных потерь несущего винта) проще и точнее, чем приближенные способы определения интеграла в выражении (1.94). Способы определения интегралов (1.105) описаны в литературе, например в [10, 17 ], и мы на них останавливаться не будем. Другие величины, входящие в (1.104), это силы и моменты несущего винта, которые или определяются в зависимости от Кн, ыхн, toZH, ан, 60, или известны из уравнений движения вертолета. При моделировании движения вертолета, когда вычисленные заранее характеристики винта аппроксимируются, оказывается намного проще аппроксимировать профильные потери несущего винта, чем суммарную мощность. Поэтому в дальнейшем нами будет использовано выражение (1.104), причем профильные потери несущего винта будут задаваться графиками (они описаны в разд. 1.4.2 и 2.3.1), а индуктивные — вычисляться по формуле (1.122).
Напомним (см. 1.2.1), что нами принят следующий закон распределения индуктивной скорости по площади несущего винта:
чГіф = V[/Tjr1/2/і(и) + (1 + Fcos ФЛ)А (U)h (1-114)
где МО) = 1; /2(0) = 0, а на д > 0,1 = 0; /2 = 1. Таким образом, пер
вое слагаемое описывает индуктивную скорость на режиме висения, а
второе — на скоростях полета, соответствующих ц > ОД. На режиме ви — сения
"Ъшд = )dtn = V"TJv )dtnrV2. (1.115)
о о
По импульсной теории для кольцевой струйки на режиме висения выполняется соотношение
dT = IdFpv2 = 4itp)rdr — 6np2 r2dr/R. (1.116)
Проинтегрировав (1.117) no 7, получим v2 = T/2*pR2, следовательно,
dT = 3Tr2dr/R3; dtn = 3t~r2 dT. (1.117)
Отметим, что принятое изменение v(r) соответствует распределению циркуляций по закону треугольника и квадратичному закону изменения тяги лопасти. Подставим (1.117) в (1.116)
«инд = 3VTs *„v }rs,2dF~ 1,05v. (1.118)
о
С учетом окружной индуктивной скорости (см. разд. 1.2.1)
^инд * 1>07/Hv.
Для второй составляющей выражения (1.114), т. е. при поступательном полете
«инд = — / d^a + г cos фл) =
2п о о
= vifH + ~ /* cos f dtnr. (1.119)
2п о о
Маховое движение лопастей влияет на распределение элементарной тяги лопастей таким образом, что выполняется условие (см. (1.48) при
1г — * = d^JdK = 0):
1 _ — d2fi
ldtnT — 7г(-Т-Т + 0л) — 2(шхнсо8^л — С02Н5ІП^Л). (1.120)
о 4*л
Очевидно, что с учетом соотношения (1.120) тинд = V(‘H “ 7rWXH)-
so
Таким образом, при прямолинейном полете вертолета характерное для несущего винта распределение поля индуктивных скоростей по закону v(l + rcost/Zjj) (см. рис. 1.5) не приводит к увеличению индуктивных потерь несущего винта по сравнению с равномерным распределением vr ^ = у = const. При криволинейном полете тин’д изменяется на величину 1Г (Ьхн, которая при Гн > 0,15 невелика, но при малых tH, например при fH = 0,l, сохн =-0,02, увеличивает тинд на 50 %. Из-за отличия принятого закона распределения индуктивных скоростей от фактического увеличим найденные значения тинд на коэффициент Ф. С учетом концевых потерь и в соответствии с формулами (1.114), (1.118), (1.121) получим
ИНД
(1.122)
Для несущих винтов с обычными для вертолетов геометрическими характеристиками Ф= 1,05, В — 0,98.